Нацпроект даром// Государство не сумело создать рынок доступного жилья теперь остается раздавать квартиры бесплатно. Хватит немногим, но и то хорошо («SmatrMoney», 16.03.3009 г.)

Нацпроект даром// Государство не сумело создать рынок доступного жилья теперь остается раздавать квартиры бесплатно. Хватит немногим, но и то хорошо («SmatrMoney», 16.03.3009 г.)

Легко говорить о провале проекта «Доступное жилье». За два года государственной суеты доля семей, способных приобрести жилье, увеличилась с 17 до 18% даже не смешно. Кризис и вовсе заморозил стройки, а заодно оптимизм чиновников. В прошлом году вместо ожидавшихся 72 млн м2 в России построили 63,8 млн, в этом, как надеется правительство, построят 54 млн м2. Часть за казенный счет. Не создав рынка с доступными ценами, государство напрямую выкупает квартиры, чтобы поддержать строительные компании. Не отдавать же на волю кризиса отрасль, за которой мощнейшие лоббисты и 5 млн рабочих мест. Вот и получился парадокс: средний класс на покупку жилья не рассчитывает, а у льготников военных или жителей покосившихся бараков появился шанс еще в этой жизни получить квартиру. Недаром Владимир Путин на минувшей неделе раздавал шахтерам в Новокузнецке сертификаты на новое жилье. Возможность проявить такую заботу о народе в кризисное время то, что надо политикам. Но неужели и правда нет худа без добра?

КОРПОРАТИВНЫЙ КЛИЕНТ
Глава Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин готов на практике доказывать, что госкорпорация это хорошо. В декабре правительство поручило фонду срочно распределить по регионам 50 млрд руб. на выкуп квартир в домах высокой (от 70%) стадии готовности. «Если бы не наш статус, на перевод средств потребовалось бы от трех до шести месяцев», объясняет Цицин. А так за два месяца раздали 16 млрд руб., а к 1 апреля и всю программу «50 миллиардов» фонд выполнит. В купленные таким образом квартиры будут переселять жителей аварийных домов, которые и не ожидали получить новое жилье так скоро. Помог кризис.

Строителям грешно отказываться от крупного заказа, пусть даже цена определяется не рынком, а приказом министра регионального развития. Ценам приказано падать: например, в IV квартале 2008 г. нормативная цена для Москвы была 76 800 руб. за 1 м2, а с января она снижена на 3000 руб.
До кризиса совладелец и гендиректор пензенской компании «Стройдизайн-консалтинг» Валентин Клячман продавал однокомнатные квартиры в монолитно-кирпичном доме по цене 35 000-36 000 руб. за 1 м2. Но в конце прошлого года пришлось смириться и продать области жилье для переселенцев по 28 000 руб. «С учетом того, что большое количество квартир надо было продать, а рынок упал, мы вынуждены были на это пойти», вздыхает Клячман. Если раньше проект был под угрозой остановки, то теперь строителей перевели на трехсменную работу, пришлось даже расширить штат это во времена тотальных сокращений. 12-этажный дом готовят к сдаче, сроки госконтракта поджимают. Однако в новом году Минрегионразвития установило для Пензенской области цену в 26 200 руб. за 1 м2. На такое Клячман пока идти не готов: «Это вообще ни в какие рамки не вписывается себестоимость выше».

Но, если речь идет о выживании бизнеса, выбора не остается. В Тюменской области небольшая строительная фирма «Аметист» была спасена после выкупа государством 100 квартир в Тобольске. «Благодаря оказанной поддержке возобновилось строительство, компания продолжает свое существование», радуется руководитель главного управления строительства правительства Тюменской области Евгений Мискевич.

МЕДВЕЖИЙ УГОЛ
Считается, что 3% российского жилья относится к категории ветхого и аварийного, но это весьма условная оценка. Например, в Пензенской области с начала 2009 г. количество аварийных домов выросло в 5 раз. Дело не в страшном стихийном бедствии: просто раньше местным властям не было никакой выгоды признавать жилье аварийным. Такой дом по закону полагалось расселить в течение года, а денег у муниципалитета, как правило, не было. «Только если совсем разваливался, тогда учитывали как аварийное», признается замначальника управления ЖКХ по Пензенской области Дмитрий Лагерев.

И вот в прошлом году на рынок вышла госкорпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ». От бюджетных богатств, а конкретно от распродажи активов ЮКОСа, фонд получил 240 млрд руб. на капитальный ремонт и переселение жителей сталинских (а то и царских) бараков в более или менее современные дома. Но регионы не спешили выстраиваться в очередь. Для того чтобы получить несколько миллиардов, нужно было действительно заняться реформой ЖКХ, например довести долю ТСЖ (товариществ собственников жилья) до 5% всех домовладений, ликвидировать перекрестное субсидирование, когда убыточные коммунальные службы финансируются за счет прибыльных. «Не все руководители готовы потерять контроль над уже отстроенной системой, которая подчиняется любому твоему желанию», разводит руками Цицин. Москва, например, до сих пор не хочет брать денег у госкорпорации.

Однако с приходом кризиса популярность фонда резко выросла. «За весь 2008 г. по программе переселения фонд выделил 9,9 млрд руб. А по программе "50 миллиардов" только за 15 дней декабря 2008 г. 8,7 млрд руб.», демонстрирует разницу Цицин. Обитатели ветхого жилья стали в каком-то смысле более платежеспособными клиентами застройщиков, чем теряющие работу «белые воротнички». Теперь регионы, озабоченные проблемами своих строителей, один за другим подают заявки на получение «переселенческих» денег. Да и сам фонд по указке правительства снизил свои требования. Сейчас главное не реформа ЖКХ, а помощь строительному комплексу, поэтому снято требование о ТСЖ, а минимальную долю софинансирования, которую регион должен добавить к федеральным деньгам, сократили с 15 до 5%.

Это и позволило программе «50 миллиардов» стать такой быстрой, причем Фонд содействия реформированию ЖКХ не собирается ею ограничиваться. Всего в этом году фонд имеет право потратить 110 млрд руб. Люди получили возможность не просто переселиться из бараков, но и увеличить метраж квартир. «Основная масса аварийных домов барачного типа времянки, которые строились вокруг заводов, рассказывает Лагерев. Там однушки есть и по 15 м2, а двушки и по 20 м2. В новых домах однокомнатная квартира меньше 30 м2 не бывает, ну а двухкомнатные приобретаем минимум по 48-50 м2». Но как быть, если речь идет не о новом жилье, а о ремонте? На этом рынке тон задают не крупные компании, а мелкий неформальный бизнес. Строительные компании тоже могут подсуетиться, считает директор Союза пензенских строителей Александр Гах. «Немножко переквалифицируемся, не унывает Гах. Больше будет требоваться штукатуров и маляров».

К тому же Фонд содействия реформированию ЖКХ не единственный инструмент поддержки спроса на жилье в руках государства. Строителям должны помочь деньги военных. Докризисные планы правительства предполагали выпуск в 2009 г. государственных жилищных сертификатов на сумму 36,6 млрд руб. Это позволило бы приобрести жилье для 23 226 российских льготников. Сюда входят не только военнослужащие, но и ряд других категорий: переселенцы с Крайнего Севера, чернобыльцы, пострадавшие от стихийных бедствий. Правда, сам по себе сертификат не дает никаких гарантий. В конце прошлого года планы Минобороны по покупке жилья были сорваны: вместо 15 000 квартир удалось купить только 3000. По словам Цицина, многие строители надеялись на скорое завершение кризиса и ждали нового повышения цен вот и не пошли на объявленные государством аукционы. Сейчас таких ожиданий должно быть меньше, а запросы компаний скромнее.

ГЛУБОКАЯ ЗАМОРОЗКА
Заказ на социальное жилье может показаться спасительным на фоне стагнации рынка. Программы, запущенные в рамках нацпроекта, останавливаются одна за другой. К концу прошлого года 22 грандиозных проекта комплексной застройки рассчитывали получить финансовую помощь государства на создание инженерной инфраструктуры. О масштабах дает представление район Академический в Екатеринбурге проект компании «Ренова-Стройгрупп». На площади 1300 га строятся дома для проживания 325 000 человек с прилагающимися коммерческими и социальными объектами. Работы в Академическом не останавливаются, но это один из всего лишь трех проектов (еще «Лесная Поляна» в Кемеровской области и «Новый город» в Чувашии), которые пока активно развиваются.

Едва ли не везде, где есть расчет на платежеспособный спрос населения, застой или падение. В докризисные годы богатые регионы могли поощрять и спрос, и предложение на рынке жилья. Например, в Ленинградской и Белгородской областях даже те, кто имел квартиры в городах, могли бесплатно получать земельные участки под строительство. Помогали населению проявлять себя строителями и в Тюменской области. Людям до 35 лет там не только доплачивали стоимость жилья (региональный бюджет давал 30%), но и помогали с участком. «Мы начали активно раздавать землю. К участкам, которые были отведены под застройку кварталами, мы начали проводить коммуникации за счет бюджета дороги, потом свет, воду и газ», рассказывал губернатор Владимир Якушев eще осенью 2008 г. В результате горожанам оставалось оплатить 30-35% стоимости жилья. Теперь чиновникам труднее дарить такие подарки. В Татарстане молодые семьи отказываются от помощи государства в покупке жилья, ведь бюджет профинансирует лишь часть кредита. В целом в республике заморожено уже 112 стройплощадок, из них больше половины в Казани.

НАДО БОЛЬШЕ
И все же строители не спешат благодарить государство за выкуп социального жилья. Они считают, что этого недостаточно. Как раз на минувшей неделе РСПП и Ассоциация строителей России обсуждали обращение в правительство, составленное в едва ли не панических тонах. «Банки практически полностью остановили кредитование инвестиционно-строительных проектов из-за существенного снижения ликвидности и качественного роста рисков», отмечают лоббисты. Ставки даже по ранее взятым кредитам выросли до 22-25%. Спрос катастрофически упал. Банки потенциальных покупателей не стимулируют: ипотечные программы остались лишь у 15 из них почти в 20 раз меньше, чем до кризиса. Будущее ипотеки во многом зависит от возможностей АИЖК рефинансировать выдаваемые банками кредиты, однако просьба агентства о выдаче на эти цели 200 млрд руб. пока осталась без ответа: правительство занимается пересмотром бюджета, в котором многие расходы предполагается сократить. В такой ситуации строители прогнозируют, что объемы ввода жилья в 2009 г. упадут сильнее, чем ожидает правительство, на 20-25%, то есть до 48 млн м2.

Чтобы реально помочь рынку, социальное жилье надо выкупать дороже. Нормативная цена от Минрегионразвития, по мнению Ассоциации строителей, «не учитывает всех нюансов финансовых отношений застройщиков с местными органами власти». Чтобы учесть все нюансы, Фонду ЖКХ надо дать больше денег, например предоставить право привлекать средства ВЭБа. Далее следует еще целый набор требований заставить банки кредитовать строителей, дать компаниям льготы по аренде земли, защитить от банкротства и т. д.
Не факт, что государство послушно исполнит все это, а если исполнит в строительстве вновь начнется бум. Но в одном лоббисты правы. Масштабная на первый взгляд щедрость властей не мешает строительству падать вместе с экономикой. Можно сделать простой расчет. Расходы, намеченные на этот год, 110 млрд руб. пик возможностей фонда. На 2010 г. мало что останется. Уже принято решение, что не задействованные в программах фонда средства 65 млрд руб. госкорпорация вернет в бюджет: там они сейчас нужнее. С другой стороны, программа «50 миллиардов» позволяет оплатить расселение ветхого жилья площадью 752 000 м2. Даже если учесть, что переселенцы получат квартиры хотя бы вдвое большей площади, это менее 3% жилья, которое может быть построено в 2009 г. Избавиться от ветхого жилья тоже не удастся. Даже по официальным данным, в аварийных и ветхих домах проживают 4 млн россиян, а усилия фонда приведут к переселению десятков тысяч. И на том спасибо, но придется привыкнуть, что миллиарды, которые президент или премьер в нужный момент достают из бюджетных запасов, не могут сотворить чудо.